Развивающий диалог — это базовая технология менторинга.
Диалог ментора и менти — это то время и место, где происходит образование новой уникальной реальности. Уникальность состоит в том, что в этой реальности создаются условия для личной трансформации как менти, так и самого ментора.
В отличие от простой беседы развивающий диалог направляется ментором. При этом ментор не манипулирует подопечным для достижения определенной цели, а выстраивает продуктивное пространство формирования смыслов.
Любая беседа, нацеленная на развитие или взаиморазвитие партнеров, может считаться развивающей. Однако, как технология этот процесс представлен в Методе развивающего диалога Геннадия Станкевича.
В этой технологии происходит последовательная проработка персональных смыслов участников диалога и формирования нового — единого — смыслового пространства. Почему именно эта технология стала ключевой в нашем подходе? Потому что предметом «ремесленного» труда ментора является смысл.
Смысл — это единица интеграции опыта личности. В смысле кристаллизуется опыт прошлого и формируется контур будущего. И где, как не в настоящем, делать управляемый переход между «как было» и «как будет»? Встреча ментора и менти как раз и является точкой обработки смысла и, соответственно, точкой перехода в новую нишу развития.
Начать практиковать развивающий диалог можно, зная основные принципы.
▪️Принцип принятия
Диалог — это встреча двух персональных миров — разных, сформировавшихся в разных условиях, имеющих свою собственную внутреннюю логику развития, свою культуру, своё всё. Мы знаем, что даже однояйцевые близнецы, появившиеся из одной яйцеклетки и выросшие в одних условиях, не идентичны. У каждого человека своя картина мира.
И любой диалог тем и интересен, что помогает двум собеседникам увидеть новый разворот понимания этого мира. Сенека говорил: “Не согласись со мной хоть в чем-нибудь, чтобы нас было двое”
Если один из собеседников начинает излагать только свою точку зрения, диалог превращается в монолог. Если один выстраивает взаимодействие со своей скрытой целью и действует только в своих интересах, это манипуляция. Если один явно противопоставляет свою позицию и не прислушивается к другому, диалог превращается в конфликт.
Чтобы диалог становился развивающим, важно входить в него с принятием человека таким, каков он есть — не стремясь его переделать, подавить или «насильно осчастливить». Для ментора, использующего метод развивающего диалога — это условие на вход в технологию. И это не так просто, как может показаться на первый взгляд.
Особенно, когда речь идёт о лидерах, руководителях, предпринимателях, которые по несколько раз в день принимают решения, отдают распоряжения, невыполнение которых может привести к самым неприятным последствиям. Если они будут выполнять свои бизнес функции, постоянно находясь в позиции принимающего ментора, бизнес просто не сможет развиваться. Однако способность лидера выходить в такую принимающую позицию в определенных условиях крайне важна. Без нее нет сшивки команды по талантам.
Пока лидер не научится видеть в человеке отдельный персональный мир, он не получит доступа к потенциалу его таланта. То же касается и peer-to-peer менторинга, когда лидер-ментор ведет менторское сопровождение другого лидера. Здесь также принцип принятия стоит на первом месте. В противном случае их взаимодействие остается на уровне передачи рекомендаций, не запускает их взаимного развития.
▪️Принцип целостного присутствия
Особенностью развивающего диалога в менторском процессе является то, что в нем трансформируются оба партнера по диалогу. И трансформация одного невозможна без трансформации другого.
Менти обнаруживает себя в реальности “здесь и теперь”, становится предметом собственного исследования и раскрывается только тогда, когда и сам ментор находится в этой же реальности и проявляется для него как реальный человек и партнер по диалогу. Такая позиция ментора делает осмысленным — не игровым и не условным — сам их контакт и тему, которую они обсуждают.
Только когда оба присутствуют в диалоге всей своей целостностью — ментальной, телесной, эмоциональной — происходит та химия, ради которой собственно и приходит к ментору менти.
В диалог нужно входить целиком, то есть целостной личностью, а не просто разворачиваться стороной инструментов. Это в корне отличает менторский процесс от коучингового ведения.
Когда я присутствую своим дыханием, своим телом, своими переживаниями, чувствами и мыслями, появляется возможность для формирования единого смысла. И именно это смысловое поле становится для ментора и полем операциональным.
▪️Принцип диадической открытости
Мало присутствовать в диалоге всей своей целостностью — продуцировать мысли, испытывать эмоции. Их важно проявлять и обозначать в действиях. Это принцип диадической открытости, использование которого создает сцепку мира ментора и мира менти.
Если ментор, владеющий технологией развивающего диалога, легко обнаруживает и принимает как собственную динамику, так и динамику менти, то последний, при всей очевидности реакций, далеко не всегда проявляет готовность сразу же включить происходящие с ним изменения в канву собственного развития. Чаще всего он остается «закрытым» для изменений. Существует одно необходимое условие, стимулирующее открытость менти новому опыту, это — равенство позиций ментора и менти в момент взаимодействия.
Только в том случае, когда открыт для изменений ментор, открытость возникает и у его подопечного. Реальность присутствия и ментора, и менти составляет необходимую основу для реализации развивающего, трансформирующего эффекта диалога. Причем это присутствие должно быть равным и явным для них обоих.
Реальность диалога может быть сформирована и без каких-либо специальных усилий, но она может быть утаена, как это нередко случается в обыденной жизни. Задача ментора вывести эту реальность в поле осознания и обсуждения. Ментор, как правило, воспринимается как ролевая модель, поэтому менти сложно видеть себя в равных позициях с ним. Однако диалог — это как раз то место и время, где ментор может снять этот груз статусности и экспертизы и проявить себя как человек со своими эмоциями, мыслями, ощущениями, ценностными ориентациями.
▪️Принцип ситуативного следования
Диалог всегда находится в динамике — он разворачивается, меняет свое направление, ускоряется или замедляется.
Управлять диалогом, значит чувствовать его ритм и синхронизироваться с этим ритмом, присоединятся к нему и направлять его. В моменты, когда проявляются значимые смыслы и темы, важно не «потревожить» течение диалога, дать ему состояться и выйти в новую фазу.
Мы начинаем за ним следовать, точными и аккуратными действиями корректируем его и остаемся в нем, ведем его.
Особенно это важно в работе с сопротивлением изменениям. Мы встречаем сопротивление и присоединяемся к нему, начинаем следовать в ситуации за проявленной формой поведения. Мы проживаем ситуацию и получаем возможность пройти дальше и раскрыться.
Почему это важно? С одной стороны, когда сопротивление проявлено, оно исчерпано. И человек имеет возможность вернуться в свое привычное состояние, но уже с новым осознанием и с новым опытом. Когда вы начинаете прерывать сопротивление, оно начинает усиливаться, возрастать и обрастать другими формами.
Поэтому, когда мы позволяем человеку пройти по этой модели его поведения, мы даем возможность ему проиграть этот сценарий, проиграть эту роль, увидеть как модель собственного поведения. Сформировать свое отношение к этой модели и решить, стоит ли ее культивировать или трансформировать.
Ознакомиться с методом развивающего диалога можно в книге «Интеграционный менторинг в бизнесе»
Оставить заявку на участие в программе «Интеграционный менторинг» можно по ссылке https://taplink.cc/instituteintegrity
Диалог ментора и менти — это то время и место, где происходит образование новой уникальной реальности. Уникальность состоит в том, что в этой реальности создаются условия для личной трансформации как менти, так и самого ментора.
В отличие от простой беседы развивающий диалог направляется ментором. При этом ментор не манипулирует подопечным для достижения определенной цели, а выстраивает продуктивное пространство формирования смыслов.
Любая беседа, нацеленная на развитие или взаиморазвитие партнеров, может считаться развивающей. Однако, как технология этот процесс представлен в Методе развивающего диалога Геннадия Станкевича.
В этой технологии происходит последовательная проработка персональных смыслов участников диалога и формирования нового — единого — смыслового пространства. Почему именно эта технология стала ключевой в нашем подходе? Потому что предметом «ремесленного» труда ментора является смысл.
Смысл — это единица интеграции опыта личности. В смысле кристаллизуется опыт прошлого и формируется контур будущего. И где, как не в настоящем, делать управляемый переход между «как было» и «как будет»? Встреча ментора и менти как раз и является точкой обработки смысла и, соответственно, точкой перехода в новую нишу развития.
Начать практиковать развивающий диалог можно, зная основные принципы.
▪️Принцип принятия
Диалог — это встреча двух персональных миров — разных, сформировавшихся в разных условиях, имеющих свою собственную внутреннюю логику развития, свою культуру, своё всё. Мы знаем, что даже однояйцевые близнецы, появившиеся из одной яйцеклетки и выросшие в одних условиях, не идентичны. У каждого человека своя картина мира.
И любой диалог тем и интересен, что помогает двум собеседникам увидеть новый разворот понимания этого мира. Сенека говорил: “Не согласись со мной хоть в чем-нибудь, чтобы нас было двое”
Если один из собеседников начинает излагать только свою точку зрения, диалог превращается в монолог. Если один выстраивает взаимодействие со своей скрытой целью и действует только в своих интересах, это манипуляция. Если один явно противопоставляет свою позицию и не прислушивается к другому, диалог превращается в конфликт.
Чтобы диалог становился развивающим, важно входить в него с принятием человека таким, каков он есть — не стремясь его переделать, подавить или «насильно осчастливить». Для ментора, использующего метод развивающего диалога — это условие на вход в технологию. И это не так просто, как может показаться на первый взгляд.
Особенно, когда речь идёт о лидерах, руководителях, предпринимателях, которые по несколько раз в день принимают решения, отдают распоряжения, невыполнение которых может привести к самым неприятным последствиям. Если они будут выполнять свои бизнес функции, постоянно находясь в позиции принимающего ментора, бизнес просто не сможет развиваться. Однако способность лидера выходить в такую принимающую позицию в определенных условиях крайне важна. Без нее нет сшивки команды по талантам.
Пока лидер не научится видеть в человеке отдельный персональный мир, он не получит доступа к потенциалу его таланта. То же касается и peer-to-peer менторинга, когда лидер-ментор ведет менторское сопровождение другого лидера. Здесь также принцип принятия стоит на первом месте. В противном случае их взаимодействие остается на уровне передачи рекомендаций, не запускает их взаимного развития.
▪️Принцип целостного присутствия
Особенностью развивающего диалога в менторском процессе является то, что в нем трансформируются оба партнера по диалогу. И трансформация одного невозможна без трансформации другого.
Менти обнаруживает себя в реальности “здесь и теперь”, становится предметом собственного исследования и раскрывается только тогда, когда и сам ментор находится в этой же реальности и проявляется для него как реальный человек и партнер по диалогу. Такая позиция ментора делает осмысленным — не игровым и не условным — сам их контакт и тему, которую они обсуждают.
Только когда оба присутствуют в диалоге всей своей целостностью — ментальной, телесной, эмоциональной — происходит та химия, ради которой собственно и приходит к ментору менти.
В диалог нужно входить целиком, то есть целостной личностью, а не просто разворачиваться стороной инструментов. Это в корне отличает менторский процесс от коучингового ведения.
Когда я присутствую своим дыханием, своим телом, своими переживаниями, чувствами и мыслями, появляется возможность для формирования единого смысла. И именно это смысловое поле становится для ментора и полем операциональным.
▪️Принцип диадической открытости
Мало присутствовать в диалоге всей своей целостностью — продуцировать мысли, испытывать эмоции. Их важно проявлять и обозначать в действиях. Это принцип диадической открытости, использование которого создает сцепку мира ментора и мира менти.
Если ментор, владеющий технологией развивающего диалога, легко обнаруживает и принимает как собственную динамику, так и динамику менти, то последний, при всей очевидности реакций, далеко не всегда проявляет готовность сразу же включить происходящие с ним изменения в канву собственного развития. Чаще всего он остается «закрытым» для изменений. Существует одно необходимое условие, стимулирующее открытость менти новому опыту, это — равенство позиций ментора и менти в момент взаимодействия.
Только в том случае, когда открыт для изменений ментор, открытость возникает и у его подопечного. Реальность присутствия и ментора, и менти составляет необходимую основу для реализации развивающего, трансформирующего эффекта диалога. Причем это присутствие должно быть равным и явным для них обоих.
Реальность диалога может быть сформирована и без каких-либо специальных усилий, но она может быть утаена, как это нередко случается в обыденной жизни. Задача ментора вывести эту реальность в поле осознания и обсуждения. Ментор, как правило, воспринимается как ролевая модель, поэтому менти сложно видеть себя в равных позициях с ним. Однако диалог — это как раз то место и время, где ментор может снять этот груз статусности и экспертизы и проявить себя как человек со своими эмоциями, мыслями, ощущениями, ценностными ориентациями.
▪️Принцип ситуативного следования
Диалог всегда находится в динамике — он разворачивается, меняет свое направление, ускоряется или замедляется.
Управлять диалогом, значит чувствовать его ритм и синхронизироваться с этим ритмом, присоединятся к нему и направлять его. В моменты, когда проявляются значимые смыслы и темы, важно не «потревожить» течение диалога, дать ему состояться и выйти в новую фазу.
Мы начинаем за ним следовать, точными и аккуратными действиями корректируем его и остаемся в нем, ведем его.
Особенно это важно в работе с сопротивлением изменениям. Мы встречаем сопротивление и присоединяемся к нему, начинаем следовать в ситуации за проявленной формой поведения. Мы проживаем ситуацию и получаем возможность пройти дальше и раскрыться.
Почему это важно? С одной стороны, когда сопротивление проявлено, оно исчерпано. И человек имеет возможность вернуться в свое привычное состояние, но уже с новым осознанием и с новым опытом. Когда вы начинаете прерывать сопротивление, оно начинает усиливаться, возрастать и обрастать другими формами.
Поэтому, когда мы позволяем человеку пройти по этой модели его поведения, мы даем возможность ему проиграть этот сценарий, проиграть эту роль, увидеть как модель собственного поведения. Сформировать свое отношение к этой модели и решить, стоит ли ее культивировать или трансформировать.
Ознакомиться с методом развивающего диалога можно в книге «Интеграционный менторинг в бизнесе»
Оставить заявку на участие в программе «Интеграционный менторинг» можно по ссылке https://taplink.cc/instituteintegrity