Публикации

Менторский бум. Разрыв системы и одиночество человека.

Сегодня быть ментором стало модным, становится престижным, в скором времени станет обыденным и, наконец, потеряет привлекательность. По крайней мере для тех людей, которые реагируют на трендовое, а не на сущностное. И тогда в это поле выйдут деловые структурированные методисты и методологи, которые все стратифицируют, опишут, упорядочат, нарисуют схемы, присвоят ранги. Пока же мы все – менторы.

В некотором смысле так оно и есть – каждый из нас для кого-то становится проводником на новые уровни развития. Но вот качество этого процесса у всех разное. Часто эксперт называет себя ментором только на том основании, что он глубоко знает определенную область и умеет нечто делать хорошо. Пытаясь всем этим поделиться со своим подопечным он действует по наитию и, по сути, начинает «как бы» обучать своего менти, становясь «как бы» педагогом. Он начинает «передавать опыт», «делай как я», но при этом опять «как бы», ведь опыт в принципе невозможно передать, и тогда человек либо вообще не получает результата, либо получает банальную кальку, годную для освоения элементарных функций, либо полученный результат становится по сути случайным.

Ментор, в том виде, в каком он сегодня присутствует в нашей социальной жизни, это такой квази- педагог, психолог, психотерапевт, воспитатель, авторитетный друг, обладатель «тайных» знаний. Его востребованность высока, но вот наполнение его деятельности явно требует пересмотра. Уровень информированности и доступность к любого уровня знаниям и технологиям, изменившиеся потребности людей меняют и суть роли и ремесла ментора.

Акцент смещается с ЧТО? и КАК? на ЗАЧЕМ? Только тот, кто может помочь человеку получить ответ на этот вопрос становится действительно ментором, востребованным в современной реальности. А именно – человеком, способным провести другого к пониманию смысла деятельности и пробудить энергию осмысленного изменения. ЧТО и КАК человек прекрасно извлечет из интернета, а вот для ответа на вопрос ЗАЧЕМ нужна определенная зрелость, широта и глубина мышления. А именно с этим сегодня дефицит.

Стандартизация образования, выхолащивание смыслового и эмоционального компонентов из процесса обучения, обилие курсов и туториалов превращают педагогов в статистов и, вместе с тем, создают поле для процветания менторства как практики приземления абстрактных знаний в реальную жизнь. Разрыв родовых связей и отсутствие географических, групповых, религиозных – любых, привязок размывает культурные основания для построения персонального пространства жизни. Сегодня человек как никогда одинок. Он остается один на один со своей жизнью и ищет опору для структурирования собственного опыта. И здесь опять на первый план выходит ментор.

Таким образом мы имеем, с одной стороны, экспертов разного уровня, которые получили доступ к неограниченной аудитории и, с другой стороны – огромное количество высоко информированных, но при этом в общем-то незрелых людей. И здесь не имеются в виду какие-то отдельные группы людей. Речь идет о всех социальных уровнях: от студентов до топ менеджеров и политиков. Культура достигаторства и соревновательности изживает себе везде, даже, как ни странно, в спорте, откуда она, собственно и пришла. Даже в спорт сейчас очень высок запрос на осмысленность достижений. Если ко всем этим трендам добавить общую социальную напряженность и глобальные геополитические сдвиги, то нам становятся понятными основные причины сегодняшнего менторского бума.

А нужно ли учиться менторингу?

Менторингу еще предстоит найти свое место в быстро меняющихся условиях и отстроиться от других гуманитарных практик. Но уже сегодня становится понятно, что именно эта гуманитарная практика несет в себе колоссальный пассионарный заряд.

Именно ментор, который работает своим опытом и своей зрелостью способен помочь человеку найти ответ на вопрос ЗАЧЕМ. Найти этот ответ именно в персональном поле, а не получить его в готовом виде извне. И задача эта не банальная. Для ее решения требуется личная зрелость самого ментора, его способность пробудить всю целостность в человеке – его ум, эмоции, тело, дух.

И здесь недостаточно только глубоких знаний в определенной области и владения помогающими технологиями. Также несостоятельны попытки автоматически превратить вчерашних коучей (был и такой бум) в менторов. Рассчитывать стать ментором, уповая на свое умение заражать, убеждать и влиять тоже не стоит.

Современный ментор соединяет в себе глубокую экспертизу в конкретном предмете, личностную зрелость и владение помогающими технологиями.

• Нужно, чтобы ментор имел свою философию жизни: не ту, которую с пафосом излагает неофит, прочитавший пару популярных изложений популярных учений, а философию, которая опирается на глубокое знание, даже неважно какой, традиции, пропущенной через себя и оформившейся в особое личное мировоззрение.

• Нужно чтобы ментор умел вести развивающий диалог. И это не просто разговор с другом, пусть даже критичным. Это технология формирования новых смыслов.

• Нужно, чтобы ментор умел распознавать истинный талант подопечного за наслоениями приобретенных «успешных» и "неуспешных" паттернов.

• Нужно, чтобы ментор умел работать «собой», не теряя энергии и не разрушаясь.

И много чего еще должен уметь ментор современный, продвигающий себя и своего менти в будущее. И это не элементарные алгоритмы, которые можно собрать из отдельных навыков и лайфхаков.

Менторинг – это система знаний и умений, помноженная на личный рост и глубокое осмысление собственной деятельности, выросшая на крепком каркасе осознанно собранной персональной культуры.

Невозможно в одночасье стать ментором. Менторингу надо учиться в части технологий и выращивать себя, присваивая трансформационный образ жизни.

Геннадий Станкевич, Надежда Станкевич © 2023г. Использование материалов разрешено только c письменного согласия авторов.
Менторинг